По русским преданиям, жила в деревне девушка с цветом лица, схожим с облитым зарей снегопадом, и со строгими зелеными очами, похожими на плоды созревающего боярышника; верность, чистоту и взаимность ценила она превыше всех достоинств.
По утрам любила девушка собирать цветы и травы, умело составляла из них букеты, важным компонентом в которых являлись цветы, листья и ягоды боярышника. Да и почему бы боярышнику не царствовать в букете, когда цветы его подобны детской доверчивости, а красные ягоды предупреждают о том, как опасно на эту доверчивость покушаться.
Сельчане нередко встречали девушку в белолепестковом венке боярышника и радовались тому, как удачно сочетаются цветы, усеянные точками желтоватых пестиков, с веснушками ее одухотворенного лица. По осени они видели девушку в венце из красных ягод, который словно подчеркивал беспокойство юности и одновременно был схож с невинными слезами. А однажды и вовсе были удивлены, когда увидели ее по весне увитую венком из цветов боярышника, который осеняла канва из ярко-красных ягод, заготовленных девушкой впрок еще с осени.
На беду, подрастающей красавицей любовались не только жители деревни, но и внук Чингисхана, будущий Бату-хан. Уже несколько дней он безуспешно пытался вступить с девушкой в разговор, заманивал ее в богатую юрту, но на все уговоры молодица отвечала отказом: три месяца назад она была помолвлена с синеглазым русичем и со дня на день ожидала сватов.
Не выдержал Бату. Воровски выследил девушку и пошел по пятам.
Не испугалась русиянка. Прижалась спиной к боярышнику и выхватила из-под шушпана кинжал. А когда Бату не остановился и перед этим, больно ударила себя в грудь и скатилась к подножию растения.
Никто не помнит ныне, как звали молодую русиянку, но знают, что в ее честь молодых девушек величали на Руси боярышнями, барышнями, а молодых женщин боярынями. И с того печального дня в головных уборах и в женской одежде славянок долгое время в расцветке и в орнаменте прослеживались цветы, зелень, багрянец и ягоды боярышника.
Слова «боярышник», «боярин», «боярышня» очень близки по своему звучанию. Недаром Владимир Иванович Даль в «Толковом словаре русского языка» в пословице «Хорош боярышник, да не перед боярским домом» ставит их рядом.
По древней кельтской традиции боярышник являлся деревом божества зимы и тьмы; отцом Олвена, который из-за длинных и тяжелых ресниц не мог видеть до тех пор, пока ему, как славянскому Вию, не поднимали их вилами.
Древние кельты считали растение деревом принудительного целомудрия и требовали от молодежи любовного воздержания до полного расцвета боярышника, то есть до мая месяца... В мае цветущий боярышник становился символом любви и любовных обрядовых празднеств.
В Древней Греции ветки боярышника возжигали на алтарях Гименея— божества счастливого брака, а его цветами осыпали и украшали невесту. Песня, исполняемая в честь новобрачных, называлась там гименеей, а на римских рельефах и помпейских фресках Гименей изображался стройным юношей со строгим выражением лица, с факелом в левой и венком боярышника в правой руке.
Древнегреческий врач Диоскорид оставил немало рецептов по использованию лекарственных свойств боярышника и главным образом в лечении сердца, за что иногда боярышник называют «панацея Диоскорида».
Среди более тысячи двухсот видов боярышника немало декоративных растений.
Очень популярна махровая форма боярышника колючего. В период цветения это деревце покрывается многочисленными ярко-красными цветами, и, если оно находится на открытом пространстве, становится видимым за многие сотни метров. Не уступает ему по красоте боярышник мягковатый, переселенный в 1830 году в Европу из Северной Америки. Распространен и другой североамериканский вид— боярышник петушья шпора. Это своеобразное название растение получило из-за длинных изогнутых колючек, покрывающих побеги. Наши предки ставили из него живые изгороди, которые были надежнее любого забора. |