Родословная розы уходит в глубокую древность. Самые первые сведения о ней встречаются в древнеиндийских сказаниях, хотя родиной «королевы цветов» считается Персия. По-персидски роза называется гюль. Гюлистан значит «сад роз», а «Гюль-наме» — книга Саади, прославляющая розу. С давних пор Персия ласково называется Гюлистаном.
Персы любят цветы, и самой популярной темой их поэзии является красота весны и любовь соловья и розы... Если розу срывают, соловей вскрикивает. Весна прекрасна, но, к сожалению, мимолетна. Тема эта нашла широкое отражение в персидской литературе, самым ярким представителем которой был Омар Хайям.
Но не только Хайям отдал дань розе. «Бустан» — цветочный сад и «Гюлистан» — розовый сад — известные сочинения Саади. «Гюлистан» — сборник веселых рассказов и стихов. «Бустан» — поэма, поднимающая вопросы этики, морали и философии. Увлечение Саади цветами повлияло на выбор названий, которые он дал своим книгам.
А поэма Низами «О любви Лейли и Меджнун» дает нам представление о персидских садах двенадцатого века. Герои этой поэмы — представители двух враждующих племен. Лейли стройна и прекрасна, как дерево кипариса. Глаза ее подобны звездам, а щеки напоминают розы. Вместе с Меджнуном они учатся в одной мечети. Но пока их друзья трудятся над книгами, Меджнун и Лейли читают в глазах друг друга грамматику любви. И пока их друзья учатся считать, они считают самым главным в жизни нежность. Низами описывает сад, в который приходит Лейли. Упоминает красные тюльпаны, желтые розы, нарциссы: где «листья дикой розы купаются в серебристых фонтанах жасмина, и ирис гордо поднимает свою голову. На чинарах воркуют голуби. На самой верхней ветке сидит соловей и вздыхает, как Меджнун, а внизу роза, как Лейли, подняла свою голову и смотрит на птицу».
Изо всех цветов иранцы отдают предпочтение розе и разводят великое множество ее видов. Возможно, персидской розой первоначально была и великолепная махровая роза с мускусным запахом. А в саду Негаристан можно встретить розу Эглантерию — высотой до шести метров, со стволом до семидесяти сантиметров в окружности. Это розовое дерево не имеет аналогов в мире.
Считают, что благоухающую персидскую розу завез в Индию в шестнадцатом веке правитель, заложивший основы монгольской империи Бабур, посвятивший большую часть своей жизни разведению садов. А жене его правнука — императора Джахангира— Нур Джаган (Свет мира) приписывают открытие розового масла. Историк Мануччи об этом поведал так: «Нур Джаган пригласила императора на роскошный пир, который длился восемь дней. Она приказала все водоемы в саду и во дворце залить розовой водой и запретила кому-либо мыть в этой воде руки. Утомленная, она уснула около одного из бассейнов. А когда проснулась и стала обходить водоемы, чтобы проверить, не загрязнили ли в них воду, обнаружила на поверхности воды масляную пленку. Нур Джаган страшно разгневалась, полагая, что в воду бросили кусок жира. Ей захотелось узнать, чем загрязнена вода, и она приказала служанке провести рукой по надводной пленке.
Когда же понюхала собранное с поверхности масло, то обнаружила, что оно источает очень приятный аромат. Такой же аромат был и у пленки, собранной с поверхности других бассейнов, и она пришла к заключению, что масло образуется, как роса, из самой воды. Довольная тем, что у нее появились такие великолепные духи, она растерла масло по своей одежде и направилась к императору. Император спал, и когда его разбудили, чудесный аромат привел его в восторг, а Нур Джаган поведала ему историю своего открытия. Так узнали в Индии секрет розового масла».
Из книги «Мифы народов мира» мы узнаем, что Брахма, споривший с Вишну о цветах, сначала отдал предпочтение лотосу, но, увидев розу, извинился перед Вишну и признал первенство за розой.
Но не только боги были склонны спорить о цветах.
В палате представителей конгресса Соединенных Штатов Америки около ста лет длились дебаты по «избирательной кампании цветов», на которых было отклонено семьдесят кандидатов, и в 1986 году признано было считать национальным цветком страны несравненную розу.
По преданию, Лакшми, самая красивая женщина на свете, родилась из раскрывшегося бутона розы, который состоял из 108 больших и 1008 мелких лепестков. Прародитель вселенной Вишну разбудил красавицу поцелуем, и она стала его супругой. С этой минуты Лакшми была провозглашена богиней красоты, а роза — символом божественной тайны, которую она хранит под защитой острых шипов.
В древности индусы связывали с розой любовь, радость, тайну и тишину.
По одной из античных легенд, роза покраснела от того, что на ее лепестки упала капля крови с ноги Афродиты, уколовшейся шипом розы во время поисков Адониса. По другой — роза покраснела из-за неосторожности Купидона, уронившего на нее каплю вина. С Купидоном связывают происхождение шипов розы. Вдыхая аромат розы, Купидон был ужален пчелой; разгневанный, он выстрелил в розу стрелой, и стрела превратилась в шип.
По другим преданиям происхождение шипов розы связано с Вакхом, который гнался за нимфой и неожиданно оказался перед неодолимой преградой из терниев. Чтобы нимфа, пораженная красотой цветов, остановилась, Вакх превратил тернии в розы. Однако перепуганная нимфа продолжала бежать, не обращая внимания на их красоту... Тогда рассерженный Вакх наделил розу шипами. Израненная шипами нимфа обессилела и стала добычей бога. С тех пор говорят, что роз без шипов не бывает, однако 12 сентября 1986 года газета «Красная звезда» опубликовала сенсационную заметку об открывшейся в итальянском городе Пеша выставке цветоводства, на которой была представлена роза белого цвета Пурецца — Чистота без единого шипа. В течение трех лет цветовод Доменико Маисуино пытался вывести розу без шипов и, наконец, добился успеха.
На магометанском Востоке розу считали священным цветком. В Коране говорится, что роза возникла из капель пота пророка Магомета. В представлении магометан, розовая вода обладала священной очистительной силой, восстанавливающей оскверненные святыни. Потому воинственный турецкий султан Саладин, изгнавший крестоносцев из Палестины и в 1187 году овладевший Иерусалимом, приказал доставить туда целый караван сосудов с розовой водой, который предназначался для очищения мусульманской святыни — мечети Омара, помещением которой крестоносцы пользовались как христианской церковью. Такое же «омовение розой» мечети Айн-София приказал сделать и султан Магомет II, взявший в 1453 году Константинополь.
Привезенная из восточных стран в Древнюю Грецию, роза посвящается богине красоты Афродите. Венками из роз греки украшали невест, а розовыми лепестками осыпали покои новобрачных. Но венки на голове и груди древних греков являлись также и знаком траура и символом кратковременности жизни.
О силе их любви к цветам можно судить хотя бы по тому, что первая знаменитая вязальщица розовых венков Синиона из Глицера была увековечена греческим живописцем Паузиасом. Впоследствии за копию с этого портрета римский полководец Лукулл заплатил золотом.
Римляне верили, что роза вселяет в сердца мужество, и потому вместо шлемов надевали на воинов венки из роз и на щитах выбивали изображение розы. По случаю победы они украшали венком из роз голову победителя, а в домах часто вешали над столом ветку розы как символ того, что произнесенное под розой навсегда останется в тайне. С тех пор бытует выражение «суб роза диктум» — я сказал тебе под розой, то есть под большим секретом. Следовательно, сказанное должно остаться тайной.
Культ розы в Риме превосходил всякую меру. Патриции засыпали розами любимых матрон: девушки, привораживая любимых, окуривали себя розовым фимиамом; патрицианки купались в розовой воде, чтобы сохранить молодость; а гладиаторы умащивали тело розовым маслом, чтобы быть непобедимыми в схватках. В Колизее розовым лепестковым дождем приветствовали победивших гладиаторов и украшали их венками.
Отправляясь на званое пиршество, римляне надевали розовый венок на политую розовым маслом голову или же украшали голову, шею и руки гирляндами из нанизанных на длинную нитку розовых лепестков. Розами оплетались заздравные кубки, пирующие возлежали на подушках, набитых этими душистыми цветами, колонны и стены пиршественного зала увешивались розовыми гирляндами, пол усыпался розовыми лепестками, а зал освежался фонтанами розовой воды.
Все девять муз украшены венками; На всех гостях гирлянды из цветков; Все ложи, пол, весь длинный ряд столов Усеяны, усыпаны цветами,—
писал русский поэт Лев Александрович Мэй.
Немудрено не удивиться тому, что римскому императору Нерону однажды пришлось заплатить целый бочонок золота за розы, привезенные в зимнее время из египетской Александрии для одного из пиршеств.
На Востоке также воспевали и почитали розы.
В сказочно прекрасных садах — эдемах персидских и арабских владык — повсюду благоухали эти цветы, и даже вдоль дорожек по изящным узеньким арыкам протекала розовая вода.
Сады султанов Турции, мавританские сады в Кордове, сады татарских ханов в Бахчисарае утопали в пышном разноцветье роз.
«...Не роза простых розовых кустов, но роза необыкновенная... огонь радости, пышная заря, роза «живая светлоа-лая, бархатная, свежая» украшала эти эдемы, по словам одной из арабских сказок из «Тысячи и одной ночи».
С самых древних времен люди восхищались розой. Хотя древним египтянам времен фараонов роза, по-видимому, не была известна, так же как она не была известна и библейским иудеям. Но позднее египетская царица Клеопатра в день приема Марка Антония приказала на пол-аршина устелить розовыми лепестками полы приемного зала. А в знак особой благосклонности к воину Клеопатра подала Марку Антонию чарку вина, в которой плавали лепестки розы.
С падением Римской империи розы почти на сотню лет были преданы забвению. Но любовь к прекрасному цветку не исчезла.
Во времена христианства святые отцы начинают называть розу «райским цветком» и посвящают ее богородице. Возникают легенды: святой Доминикий, желая быть угодным богу, раздирает грудь терниями, которые превращаются в розы.
Святой Николай в пургу и трескучий мороз решил отнести хлеб беднякам. Но игумен запретил ему это делать. В этот же миг случилось чудо — хлеб превратился в розы как знак того, что святой затеял богоугодное дело.
Роза по христианской мифологии воплощает в себе милосердие, милость, всепрощение, божественную любовь, мученичество и победу. Символическое значение у христиан принимают и части розы: ее зелень соотносится с радостью, шипы — с печалью, а сам цветок— со славой.
Многим известна легенда о войне Алой и Белой розы, которая продолжалась тридцать лет в Англии. Началась она в 1455 году в дворцовом парке Темпль в Лондоне, где собрались вожаки двух сторон королевской династии: Ланкастерской и Йоркской.
Первым сорвал белую розу вожак партии Йорков Ричард Плантагенет и попросил последовать его примеру всех, кто считает себя истинным дворянином и дорожит своим происхождением.
А представитель Ланкастеров Сомерсет предложил смелым людям встать на его сторону и признать розы с алыми лепестками. Началась ссора, за ссорой последовала война. Так описаны события в трагедии Шекспира «Генрих VI». На самом же деле в гербе у Ланкастеров была алая роза, а в гербе у Йорков — белая. Потому война и называлась войной Алой и Белой розы.
В память об этом английские садоводы вывели впоследствии особый сорт розы с белыми и алыми лепестками, которую назвали ланкастер-йоркской.
Нет цветов красивее и благоуханнее роз на свете... Зная это, французы создали театр роз, где ставят пьесы, героями которых являются цветы.
В парижском розарии собраны почти все виды роз, существующих в мире: тут и вьющиеся многоцветковые (полиантовые) розы, имеющие на одном кусте до двухсот цветов, и чайные китайские, цветущие по два раза в лето — это так называемые ремонтантные розы. Имеется роза под названием Золотой сон и роза Радостное пробуждение, а один из сортов назван Тысяча красот, потому что число различных его колеров и оттенков доходит до тысячи.
В Россию роза попала через славянские племена на Балканах. Во времена язычества с нею были связаны празднества русалии, которые позднее по христианскому календарю приходились на троицу, на то весенне-летнее воскресенье, когда лес покрывался зеленью, а вода в реке нагревалась настолько, что становилась пригодной для купания.
Первая махровая, или, как ее тогда называли, бархатная роза, была привезена в ХУЛ веке немецким послом царю Михаилу Федоровичу. В садах же их стали разводить только при Петре I.
Розы бывают белыми и розовыми, желтыми и темно-красными, а на Гавайских островах растут даже черные и голубые. Цветом тропического неба отдает красота нежно-синих лепестков.
Синяя роза, конечно же, редкость. Но не менее редкостной является и изумрудная роза, выведенная в ботаническом саду «Напока» румынского города Клуж. Изящные нежные лепестки салатово-зеленого цвета этой розы напоминают прозрачные с перламутровым отливом крылья стрекоз.
Роза была и остается царицей цветов. Она как бы распространяет дыхание будущего, хотя цветение ее недолговечно. Зная кратковременность жизни розы, древние персы придумали очень мудрую поговорку: «Если ты прошел мимо розы, не ищи ее более...»
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил осенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
Как я берег, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих,
Казалось мне, в них расцветала радость,
Казалось мне, любовь дышала в них.
Но в мире мне явилась дева рая,
Прелестная, как ангел красоты.
Венка из роз искала молодая,
И я сорвал заветные цветы —
так писал в середине XIX века русский поэт Иван Петрович Мятлев. Позднее эта элегия обрела вторую жизнь с появлением известного стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы» Ивана Сергеевича Тургенева, в котором с проникновенной грустью говорится о воспоминаниях ушедшей молодости. Затем оно вдохновило скульптора Владимира Беклемишева на создание мраморной статуи молодой девушки с увядшими цветами в руках. Скульптура как бы возрождает в памяти слова Ивана Сергеевича Тургенева: «Легкий ветер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет липой, а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица. Я не дерзаю заговорить с нею, но как она мне дорога, как бьется мое сердце!
«Как хороши, как свежи были розы...»
Проникновенные строки посвятил розе и французский поэт Теофил Готье. В стихотворении «Видение розы» он рассказывает о девушке, вернувшейся с первого в жизни бала. Бережно прижимает она к груди алый розовый цветок, который сопутствовал ей целый вечер, и, отдаваясь воспоминаниям, утомленная и взволнованная засыпает. Девушке кажется, что в окне появляется призрак розы, который, пройдя полупустую комнату, приглашает ее танцевать. Однако танец их обрывается с первыми утренними лучами. Призрак розы начинает таять, и девушка просыпается в печальном недоумении.
В 1911 году талантливый балетмейстер Михаил Фокин поставил на музыку Вебера хореографическую миниатюру «Видение розы». Роль девушки исполняла Тамара Карсавина — «само воплощение поэзии и грации»,— так называли ее французские газеты. Партнером Карсавиной был Вацлав Ни-жинский, который с таким совершенством вел свою партию, что экспансивные поклонницы срывали с его костюма розовые лепестки, нисколько не огорчаясь их искусственным происхождением.
В 1967 году Большой театр возродил этот балет.
Роза шествует от сердца к сердцу через века, но рассказ о ней не будет полным, если мы не вспомним дикого прародителя розы — шиповника, который пышно цветет в густых кустарниковых зарослях по берегам рек и озер. Его цветы состоят из пяти овальных бледно-розовых, белых, желтых или розовых лепестков, которые охраняют, как верные стражи, шипы.
Белые и желтые цветы шиповника любил французский поэт Шатобриан. Однажды он решил подарить букет любимой женщине и с огорчением увидел, что цветы по дороге увяли. Шатобриан хотел извиниться, но женщина с улыбкой заметила:
— Увы, мой друг, цветы умирают раньше, чем слова.
Издавна шиповник именуется учеными как естественная кладовая витаминов, ибо природе неизвестно растение, более богатое витамином С, чем плоды шиповника. Они пригодны для приготовления многих кулинарных изделий. А молодые, еще не одеревеневшие побеги употребляются как овощи, добавляются в салаты, гарниры и используются для приготовления первых блюд. Из лепестков же готовят варенье, вкусный чайный напиток и множество отваров, настоев, соков, киселей, квасов и компотов.
На Алтае и в Сибири в ход идут и семена растения: их поджаривают, измельчают и заваривают как кофе.
Газета «Советская Россия» 18 января 1987 года сообщала, что известный селекционер Серена Чачопоас из бразильского города Бока-ду-Акри вывела... кофейную розу, которая издает аромат кофе. Много лет потратила исследовательница, и, наконец, путем межвидовой селекции кофейная роза прижилась. Для этого селекционеру пришлось перебрать около сотни сортов роз и четыре десятка сортов кофе из группы «арабик».
Закончить же рассказ о розе мне хочется строками из книги «О свойствах трав» древнефранцузского врача Одо из Мена.
«Право, цветком из цветов по заслугам считается роза. Все превосходит цветы ароматом она и красою, но не одним ароматом и прелестью роза умеет радовать нас, а полезна обильем целительных качеств». |