Одним из основных элементов составления букетов является цвет, создающий гармонию красок. Цвет воспринимается человеком не только оптически, но и эмоционально, поэтому он может вызвать у него различные чувства: волнение или равнодушие, оживление или успокоение, ощущение тепла или холода. Несколько слов о символике красок и характере их эмоционального воздействия. Желтый цвет — теплый, праздничный, радостный цвет. Символизирует тепло, солнце, власть, тщеславие. Красный — наиболее активный цвет, отличается большим многообразием оттенков. Светло-красный — возбуждающий, волнующий; темно-красный — серьезный, достойный, более спокойный. Красный цвет символизирует жизнь, кровь, любовь, свободу, революцию, огонь, страсть, праздник. Фиолетовый — светлый, торжественно-роскошный, может быть мрачным. Символизирует дружбу, великолепие, роскошь, достоинство, величие. Синий с его богатыми оттенками от голубого до темно-синего производит впечатление чего-то ясного, спокойного, а также холодного, серьезного, тяжелого. Символизирует надежду, верность, доверие, тоску, покой, бесконечность, даль. Зеленый — успокаивающий, мирный. Символизирует плодородие, надежду, мир, спокойствие. Белый символизирует чистоту, невинность, целомудрие. В Японии и Китае считается символом траура. Черный символизирует траур, но иногда применяется для выражения официальной, серьезной обстановки. Окраски подразделяются на основные и дополнительные. Основными являются красная, желтая и синяя, а дополнительными — оранжевая, зеленая и фиолетовая. Комбинация двух основных красок дает дополнительную. При комбинации красной и желтой получаем оранжевую, желтой и синей — зеленую, красной и синей — фиолетовую. Кроме основных и дополнительных окрасок имеются еще промежуточные тона — розовый, сиреневый, голубой, кремовый и т.д. Одно из главных условий составления композиций — это гармония цвета. Бывают композиции, гармоничные по контрасту, в которых цветы основной окраски сочетаются с цветами дополнительной окраски, не содержащей в своем составе данной основной окраски. Например, синяя с оранжевой, желтая с фиолетовой, красная с зеленой. Примеры удивительных гармоний по контрасту наблюдаются очень часто в природе. Вспомним хотя бы анютины глазки, где прекрасно сочетаются желтые и фиолетовые цвета. А какое сильное впечатление производит величественный цветок стрелиции, где гармонируют контрастные оранжевый и синий цвета. Любой цвет обладает определенной светосилой. Красный, оранжевый, желтый обладают большей светосилой, чем синий, фиолетовый и зеленый. Композиция, в которой два контрастирующих цвета взяты в одинаковом количестве, не создает приятного впечатления, так как из-за разной светосилы нарушается равновесие цвета. Для создания равновесия цвета композиция должна содержать больше цветов с меньшей светосилой. Обычно цветы с большей светосилой помещают в центре композиции, а с меньшей — внизу и на периферии. Если два контрастирующих цвета мало согласуются между собой по насыщенности окраски, то в таких случаях можно использовать листья, зеленые ветки, так как зеленый цвет является связующим и помогает смягчению окрасок. Различные оттенки зеленого позволяют подобрать наиболее подходящий из них для той или другой композиции. Можно смягчить впечатление от малосогласованных между собой окрасок, если ввести в композицию белый или черный цвет. Они считаются нейтральными, а белый цвет вообще не создает дисгармонии ни с одним цветом. С помощью белого цвета можно усилить другой цвет, сделать так, чтобы тот казался как бы освещенным. Черный же цвет служит в композиции фоном или основанием, он усиливает воздействие желтого и красного. Все основные, дополнительные и промежуточные окраски называются также хроматическими цветами. Белый и черный — это ахроматические цвета. В гармоничных по контрасту сочетаниях всегда темное противопоставляется светлому, яркое — приглушенному, а теплое — холодному. Если в композиции участвуют две, три или более окрасок из противоположных частей спектра, то она называется полихромной (многоцветной) гармонией. Кроме гармоничных сочетаний по контрасту встречаются удачные сочетания близких переходных тонов одного цвета — от светлого к более темному. Например: бледно-розовый — розовый — красный — вишневый; голубой — синий — темно-синий; сиреневый — лиловый — светло-фиолетовый — темно-фиолетовый; кремовый — желтый — ярко-желтый — оранжевый. Такая цветовая гармония цветов одной окраски различной интенсивности в природе встречается чаще и называется монохромной (одноцветной). Например, букет из гвоздики ремонтантной от светло-розовых до темно-розовых тонов — букет, составленный по принципу монохроматической гармонии. Очень хорошо смотрятся композиции из роз разных оттенков, из гладиолусов — от нежно-розовых до коралловых, из георгин — от бледно-лимонных до оранжевых, из хризантем — от кремовых до ярко-желтых, из ирисов — от нежно-сиреневых до фиолетовых. Букеты, составленные из цветов, окраски которых близки друг к другу в спектре, носят название букетов аналогичной гармонии (например, букет из красной, оранжево-красной и оранжевой герберы). Букеты, собранные из цветов, имеющих окраску противоположных частей спектра, называются букетами гармонического контракта. В этом случае одна окраска усиливает другую. Например, желтый дороникум и голубая бруннера, желтые нарциссы и голубые мускари. При использовании цветов трех и более окрасок, равно отстоящих друг от друга, в спектре букет будет представлять собой многоцветную гармонию. Например, голубой мордовник, желтый тысячелистник, ветка красной рябины. При многоцветной гармонии часто варьируют зеленые, белые и черные тона. Зеленые тона в сочетании с желтыми, оранжевыми и красными тонами глушатся, а в присутствии синего тона становятся выразительнее. Белый и черный тона (как и зеленый) являются увязывающими другие цвета и оттенки. Желтые и красные тона выступают ярче на черном фоне. Предметы белых тонов кажутся увеличенными, а черных — уменьшенными. Все светлые тона дают ощущение легкости и кажутся глазу особенно близкими. Темные цвета воспринимаются как тяжелые и далекие. Поэтому при аранжировке светлые тона располагают перед темными или над ними. В силу гармонии теплый цвет должен предшествовать холодному. Сочетание формы с окраской свойственно всем цветочным растениям. В аранжировке форме придается особое значение. Вряд ли кому-то понравятся сочетания георгин и крокусов, хризантем и калл, пионов и нарциссов, анютиных глазок и люпинов. Чтобы подчеркнуть в букете или композиции окраску цветка, нужно взять много цветов, а чтобы показать оригинальное строение цветка, достаточно 1—2. Так, один цветонос ирисов дает довольно полное представление об изящном строении цветка. То же самое можно сказать о лилии, каллах, об орхидеях. Удачно подобранный фон делает композицию более выразительной. Так, если букет составлен из цветов светлой окраски, то используют темный фон, и наоборот. Важно, чтобы композиция выражала чувство или мысль, представляла небольшой этюд природы, полный гармонии линий, красок и форм. С помощью цветов можно выразить различное настроение. Так, например, для лирического весеннего пригодны нежные краски розовых, лиловых, кремовых, голубых и других светлых оттенков, для грустного осеннего — «спелые» краски пожелтевшей листвы, такого же тона цветы, яркие плоды.